14 книг по теории стихосложения
ФОТО: лист рукописи А.С. Пушкина
Опубликовано: ВКонтакте «Кинопроизводство и киноискусство: ресурсы». 10.02.2017
1. Шенгели Г. Техника стиха. Практическое стиховедение. 1940.
Книга известного поэта и переводчика Георгия Шенгели является практическим руководством для начинающих поэтов по технике стихосложения.Задача этой книги чисто практическая: помочь начинающему поэту овладеть элементарной стиховой техникой — «поставить ему руку», как говорят пианисты. Этим предопределены и структура книги, и анализы, и формулировки, — порою в целях наглядности, упрощенные.
2. Илюшин А.А. Русское стихосложение. 2004.
https://vk.com/doc-123642573_441960760
В данном пособии, посвященном актуальным проблемам русского стиховедения, охарактеризованы основные формы русского стиха, дается анализ его метрики, строфики и рифмовки, приводятся образцы поэтико-стиховедческих анализов. Практическая цель пособия — помочь студентам освоить сложности стиховедения, научить их определять стихотворный размер, разновидность строфы, рифмы.
3. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. (Классическая учебная книга). 2004.
https://vk.com/doc-123642573_441961409
Автор учебного пособия — профессор филологического факультета Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета Владислав Евгеньевич Холшевников (1910-2000). В основу книги полож курс лекц й по теории литературы (раздел «Стиховедение»), читавшийся автором на протяжении 40 лет в Санкт-Петербургском университете. Стиховед с мировым именем, блестящий специалист по истории и теории литературы, В. Е. Холшевников исправлял и дополнял каждое следующее издание (первое вышло в свет в 1962 г., второе — в 1972 г., третье — в 1996 г.) курс лекц й по теории литературы (раздел «Стиховедение»), читавшийся автором на протяжении 40 лет в Санкт-Петербургском университете. Стиховед с мировым именем, блестящий специалист по истории и теории литературы, В. Е. Холшевников исправлял и дополнял каждое следующее издание (первое вышло в свет в 1962 г., второе — в 1972 г., третье — в 1996 г.).
4. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. 2012.
https://vk.com/doc-123642573_441960609
Михаил Леонович Гаспаров — известный ученый, специалист по русской и античной литературе, по поэтике и стиховедению. В данной книге раскрываются смысловые ассоциации, связанные со стихотворными размерами; прослеживаются традиции русской поэзии от XVIII в. до последних советских и постсоветских десятилетий. Анализируя смысловые ореолы стихотворных размеров, ученый утверждает, что связь между метром и смыслом есть связь не органическая, а историческая.
Гаспаров работал над книгой почти 20 лет. Издание предназначено для лингвистов, литературоведов и широкого круга знатоков и любителей поэзии.
5. Тимофеев Л.И. Изучение стихосложения в школе. 1960.
https://vk.com/doc-123642573_441961254
Повышение стиховедческой культуры в школе предполагает не только усиление внимания к работе учащихся над стихотворными текстами, но и прежде всего расширение кругозора учителя в этой области, что и позволит ему с большей глубиной поставить изучение стиха в классе.
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей по стиху является одним из первых шагов в этом отношении. Его задача состоит в том, чтобы осветить основные понятия стиховедения, исходя из которых учитель сможет глубже подойти к пониманию особенностей стихотворной речи — ритма, рифмы, строфической организации и методики его изучения в классе.
6. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. 1959.
https://vk.com/doc-123642573_441961370
Специальный курс Б. В. Томашевского по стилистике, стихосложению и поэтике имеет цель дать в руки студентов-литературоведов научно точные средства определения и изучения профессионального мастерства и стилистического анализа художественных произведений новой русской литературы, начиная с XVII в. Частично содержание курса совпадает с прежними работами Б. В. Томашевского, но изложено в новом, систематическом и приспособленном к учебному курсу порядке, частично же в нем изложены результаты исследований автора последних лет.
7. Эткинд Е. Разговор о стихах. 1970.
https://vk.com/doc-123642573_441961473
Но тот, для которого стихи существуют, преодолеет некоторые трудности чтения и может быть, потом увидит в стихах больше, чем видел до того. Потому что настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания.
8. Жирмунский В.М. (отв.ред.) Исследования по теории стиха. 1978.
https://vk.com/doc-123642573_441960661
В данном сборнике статей собраны различные исследования по теории стиха.
9. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. 2009.
https://vk.com/doc-123642573_441961154
В монографии рассмотрены и систематизированы традиционные понятия стиховедения, в частности стихообразующие и стихомаркирующие фигуры (различные типы метра, ритма, рифмы и др.), охарактеризованы основные приемы, стихотворные стили и техники русской поэтической речи; проанализирован ряд спорных вопросов, исследованы и учтены отечественная и западная (англо-американская, французская и немецкая), современная, средневековая и античная традиции. Адресуется всем, кто интересуется вопросами стиховедения, стилистики и поэтики.
10. Иванюк Б.П. Поэтическая речь.Словарь терминов. 2007.
https://vk.com/doc-123642573_441960691
Словарь, включающий в себя около 300 терминов, представляет собой системное описание понятий, используемых в процессе аналитического освоения поэтической речи, всех ее структурных уровней — звукового, лексического, грамматического, синтаксического, ритмического и композиционного. Помимо основных, принятых в отечественной филологии, терминов в него входят и малоупотребительные, что позволяет значительно расширить профессиональное образование современного, в особенности начинающего литературоведа.
11. Квятковский А. Поэтический словарь. 1966.
https://vk.com/doc-123642573_441960882
«Поэтический словарь» А. П. Квятковского — лучший отечественный справочник по теории поэзии. В нем содержится около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов. Книга посвящена русской литературной и народной поэзии, а кроме того, содержит информацию по античной поэтике и риторике, формам и жанрам западноевропейской поэзии и важнейшие сведения по терминологии восточных стиховых культур. Алфавитная часть словаря содержит около 670 статей общим объемом 1.6 Мб. Каждая статья представляется как отдельный документ. В экранных вариантах статей из алфавитной словарной части пагинация оригинального издания не воспроизведена, но она воспроизводится в версиях для печати и в библиографических описаниях. Алфавитная часть может быть распечатана только постатейно.
12. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. 2001.
https://vk.com/doc-123642573_441960983
В названии «Как пишут стихи» заключено более широкое понимание — «как чувствовать поэзию». И чтобы передать это живое ощущение, необходим был не литературоведческий дар, а дар провидца. В наше время возникает вопрос: почему поэзия — если даже ее в данный момент никто не потребляет — все же необходима? И автор отвечает: «Она есть оправдание нашего бытия, она как бы утверждает за нами право на ту жизнь, которую мы прожили…»
13. Азарова Н.М. (сост.). Поэзия. 2016.
https://vk.com/doc-123642573_441960525?hash=X1Sa8hoeOz5Ov2RaMyTU8fMlyZuBh0gLQsKf73w72ik
Если есть «Поэтический словарь» А.П. Квятковского, то почему бы не быть учебнику поэзии. В этом сборнике, конечно, уже другой круг поэтов и поэтических примеров, а в конце рассказывается о том, где сегодня «водятся стихи» — подразумевая современную поэзию. Но для изучения техники и выразительных ресурсов поэзии, её взаимосвязей с другими искусствами и иноязычными литературами, систем представлений о поэте и поэзии, а также подходов к анализу поэтического текста этот учебник (не будучи, разумеется, в истинном смысле слова учебником) годится вполне. И если «всякий человек стоит перед необходимостью лучше понять своё время», то и «неклассический» состав сборника себя вполне оправдывает: сообщая не так много нового об истории и мастерстве, книга погружает в современность и поиск, формируя представление о творческом процессе как экспериментирующей, но не порывающей с традицией системе. Учебник предназначен для старших классов школы (гуманитарных классов или гимназий и лицеев), им можно пользоваться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Учебник также ориентирован на студентов первых курсов гуманитарных факультетов филологических и нефилологических специальностей и на зарубежных студентов, изучающих славистику. Кроме того, он может служить основой гуманитарного курса по выбору для студентов негуманитарных специальностей.
14. Азарова Н.М. Язык философии и язык поэзии.Движение навстречу. 2010.
https://vk.com/doc-123642573_441960516?hash=9qNH8QnLw8sfwFnIDgm1aXtzHJjeNd6TGlBn8mTaoXo
В книге рассматривается феномен параллельного развития, взаимодействия, взаимовлияния и сближения языка русской философии и поэзии XX–XXI вв. Анализируются разные уровни языка – грамматика, лексика, текст – на материале основных текстов русской философии XX в. и текстов русской поэзии, причем особое внимание уделяется поэзии второй половины XX – начала XXI вв.
Книга предназначена для филологов и философов, преподавателей русского языка и литературы, аспирантов, студентов.